Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Отделом опеки и попечительства в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществлён анализ выполнения переданных государственных полномочий по охране прав и интересов несовершеннолетних детей в 2020 г.
Работа специалистов отдела по опеке и попечительству в 2020 г. проводилась в соответствии с годовым планом работы по направлениям:
- Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- Определение формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатной адаптации;
- Подбор и подготовка граждан, желающих принять ребенка в семью;
- Ведение банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- Работа с семьей, находящейся в кризисном положении;
- Защита личных прав несовершеннолетних.
Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
В 2020 г. информация о фактах нарушения прав и интересов детей поступала из нескольких источников.
Таблица № 32
Источники поступления информации о фактах
нарушения прав и интересов ребенка
Источники поступления информации |
Количество |
БКЦСОН, отделение ЦССУ «Радуга» |
0 |
от граждан, в т.ч. звонки |
105 |
из медицинских учреждений |
3 |
из образовательных учреждений |
4 |
из органов внутренних дел |
61 |
КДН и ЗП |
0 |
«народная опека» |
47 |
Итого 220 |
Количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей в
г. Белогорск за 2020 год – 26 чел.(38).
Основными причинами, при которых дети остаются без попечения родителей, являются:
- смерть родителей (единственного родителя);
- лишение родителей (единственного родителя) родительских прав;
- оставление детей в государственных организациях;
- отбывание наказания родителями (родителем) в местах лишения свободы.
Определение формы устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также детей,
попавших в трудную жизненную ситуацию
Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, определяются в соответствии со ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации.
Традиционными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
- определение детей в семьи граждан под опеку (попечительство);
- усыновление ребенка;
- определение детей в приемную семью;
- определение в государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей области.
Кол-во детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, на 31.12.2020 года
Таблица № 33
Категория детей |
Количество детей |
Кол-во детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства на конец года |
298 |
Из них: Кол-во детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях |
247 |
На территории города в Белогорском центре содействия семейному устройству «Радуга» работает Муниципальная служба по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей, целью которой является подбор ресурсной семьи для ребенка, подготовка семьи и ребенка к совместной жизни в замещающей семье, оказание адресной психолого-педагогической и правовой помощи. В 2020 году в школе приемных родителей прошли подготовку 35 кандидатов в замещающие родители. По состоянию на 31.12.2020 года в городе работает 43 приемных семьи, в которых воспитывается 106 детей.
Выплата ежемесячного пособия, пенсии по потере кормильца, алиментов
Таблица № 34
Размер пособия |
7804 руб. |
Кол-во детей, получающих пособие |
208 чел. |
Кол-во детей, получающих пенсию |
118 чел. |
Кол-во детей, получающих алименты |
116 чел. |
Единовременная денежная выплата в соответствии с законом Амурской области от 09.07.2012 № 70-ОЗ «О единовременной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью» в 2020 году
Таблица № 35
Размер пособия |
64149,37 руб.за год (в течение 3 лет) |
Кол-во детей, на которых выплачено пособие |
38 чел. |
Реализация жилищных прав лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
На учете состоит 158 человек из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилья. В Министерстве социальной защиты населения Амурской области находится 158 сформированных дел граждан, относящихся к данной категории граждан.
В 2020 году приобретено 36 квартир для лиц вышеуказанной категории и 2 квартиры приобретены по жилищным сертификатам.
За 52 детьми сохранено право проживания в жилых помещениях,
21 ребенок являются собственниками жилья.
Подбор граждан, желающих принять ребенка в свою семью
Таблица № 36
В 2019 г. зарегистрированы: |
Количество, чел. |
Кандидаты в усыновители |
3 |
Кандидаты в опекуны |
0 |
Взяли ребенка |
2 |
Отказались взять ребенка |
0 |
Всем кандидатам были выданы заключения о возможности быть кандидатами в усыновители (опекуны, приемные родители), 2 граждан приняли детей на воспитание. По итогам года 1 кандидат из числа граждан, желающих взять ребенка в семью, состоит на учете.
Формирование банка данных о детях, оставшихся
без попечения родителей
Для ускорения и расширения возможности устройства ребенка в семью проводится регулярное пополнение и обновление банка данных. Изменения вносятся по результатам переписки с государственными учреждениями для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениями начального профессионального образования.
Всего детей - воспитанников государственных учреждений г. Белогорск, состоящих в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по состоянию 01.01.2021 г. – 50 человек.
По-прежнему одним из путей решения проблемы по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью является работа со средствами массовой информации. Данные о детях, подлежащих устройству в семью, систематически печатаются в городском еженедельнике «Сегодня на Амуре», размещаются на сайтах Администрации города и Комитета по образованию, в телевизионных информационных передачах «Будни», интервью специалистов опеки и попечительства. К этой работе привлекаются волонтеры и школьные СМИ.
Традиционной стала городская акция «Каникулы в семье». С целью стимулирования института замещающей семьи организуются мероприятия: «Встречи приемных семей», «День опекуна», «День открытых дверей»; проводятся праздники для замещающих семей: «День семьи», «Дела семейные», «Мы вместе».
Работа с семьей, находящейся в кризисном положении
Отделом опеки и попечительства (далее ООП) за 2020 год подготовлены более 300 заключений по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Таблица № 37
|
Количество родителей |
Количество детей |
Родители, ограниченные в родительских правах |
0 |
0 |
Кол-во детей, родители которых лишены родительских прав |
16(38) |
24(37) |
Кол-во отобранных детей при непосредственной угрозе жизни или здоровью |
0 |
0 |
Родители, восстановленные в родительских правах |
0 |
0 |
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» между субъектами системы профилактики идет обмен информацией, работает банк данных семей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении. За каждой семьей закреплены кураторы, отвечающие за социальное сопровождение семьи, составление индивидуальной программы работы, участие в заседаниях межведомственного консилиума, отслеживание результатов. Улучшилась информированность граждан о неблагополучных семьях, усилился межведомственный контроль за семьями с детьми «группы риска».
Главной задачей ООП в области профилактики социального сиротства остаётся раннее выявление несовершеннолетних и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Специалисты ООП, работая в этом направлении, взаимодействуют со школами, детскими садами, учреждениями здравоохранения, ОВД, КЦСОН.
Специалисты ООП при получении служебного сообщения о факте семейного неблагополучия несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, от субъектов межведомственного взаимодействия или граждан по месту фактического нахождения ребёнка (в соответствии с пунктом 1 статьи 122 главы 18 раздела IV Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223) регистрируют сообщение в журнале регистрации. При необходимости уведомляют органы внутренних дел, КДН и ЗП и медицинскую организацию. В течение 3 рабочих дней со дня регистрации служебного сообщения (за исключением случаев отобрания ребёнка) проводят обследование условий жизни ребёнка и по результатам обследования составляют акт жилищно- бытовых условий. В случае подтверждения семейного неблагополучия определяется «социальный диагноз» семьи и выносится решение о назначении «куратора случая» из числа специалистов системы профилактики. «Куратор случая» осуществляет ведение личного дела и создания электронного личного дела и постановку семьи на учет в автоматизированную информационную систему «Семья и дети» (АИС «Семья и дети). Основанием для создания электронного личного дела и постановки семьи на учет в АИС «Семья и дети» является решение ООП о начале работы с ребёнком и семьёй (об открытии «случая»), принятое в соответствии с пунктом 4.2.2. пункта 4.2 Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей, утвержденного постановлением Правительства от 24.01.2013 № 20 (изменения в постановление Правительства Амурской области от 11.08.2014 года № 481).
При выявлении семьи впервые создание электронного личного дела и постановки семьи на учет в АИС «Семья и дети», осуществляется «куратором случая», назначаемым в соответствии с подпунктом 4.3.1. пункта 4.3 Порядка в течение одного рабочего дня его назначения.
По состоянию на 01.01.2021 года на учете органов системы профилактики состоит 98 семей (на 01.01.2020 г. – 98) из них: находящихся в социально опасном положении- 4 (на 01.01.2020 г. - 6); находящихся в трудной жизненной ситуации- 32 (на 01.01.2020 г. - 27); семей «группы риска» - 62 (на 01.01.2020 г. – 65). Информация о семье, о проделанной работе (патронаже, мероприятиях индивидуальной программы реабилитации семьи), а также заполнение карточки учета «Сведения о несовершеннолетнем» осуществляется специалистом в течение одного дня со дня получения информации.
Органы системы профилактики города Белогорск продолжают работать по утвержденному Порядку межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, раннему выявлению случаев жестокого обращения с детьми и устранению причин нарушения их прав и законных интересов, на территории города Белогорск.
В каждом учреждении города, где находятся дети, работают Уполномоченные службы для установления уровня риска неблагополучия ребенка в семье и направления служебного сообщения в орган опеки и попечительства для постановки выявленной семьи на учет.
Основанием для закрытия электронного личного дела в АИС «Семья и дети» является снятие с учета семьи и несовершеннолетнего в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, решением консилиума.
По состоянию на 01.01.2021 года принято 220 сообщений о нарушении прав детей, в том числе, от граждан - 105 (42), образовательных учреждений- 4(5), МВД – 61(38), БКЦСОН- 0 (30), КДН и ЗП- 0, учреждения здравоохранения- 3(5), «народная опека» - 47(38). После проверки фактов неблагополучия, открыто 30 случаев, в 37 сообщениях факт неблагополучия не подтвердился.
По состоянию на 01.01.2021 специалистами и кураторами проводятся реабилитационные мероприятия с 98 семьями, в которых воспитываются 212 детей. Каждый факт неблагополучия тщательно проверяется и при подтверждении нарушения прав детей или пренебрежения нуждами детей открывается «случай».
Таким образом, в настоящее время расставлены основные акценты межведомственного взаимодействия по выявлению, диагностике и социальной реабилитации безнадзорных детей и семей, в которых они проживают, сформирована необходимая нормативно правовая база, определены приоритеты на развитие и совершенствование форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Защита личных прав несовершеннолетних
В 2020 г. в отдел опеки и попечительства обратились более 300 граждан, в том числе по вопросам:
- определения места жительства ребёнка при раздельном проживании родителей – 38(28);
- об общении с детьми бабушек, дедушек, других родственников- 2 (18);
- осуществления родительских прав родителем, проживающим
отдельно от ребёнка- 125;
- о защите жилищных прав несовершеннолетних-68;
- о защите имущественных прав несовершеннолетних-167;
- по установлению отцовства – 2;
- по изменению имени и фамилии ребенка –6.
По всем вопросам проводилось обследование, по мере необходимости для решения спорных вопросов привлекались педагогические работники (социальные педагоги, психологи) образовательных учреждений, в которых обучаются несовершеннолетние.
Участие в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетних
Представители органов опеки и попечительства участвовали в судах при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетних:
Таблица № 38
Направленность судебных заседаний |
2020 год |
Всего участий |
540(650) |
Из них: |
|
По вопросу лишения родительских прав (ограничения) |
16 (41) |
По вопросу дополнительных гарантий для детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа |
68(61) |
По вопросу осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка |
125(68) |
По другим вопросам, касающимся защиты прав и интересов несовершеннолетних |
331 (480) |