Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Отделом опеки и попечительства в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществлён анализ выполнения переданных государственных полномочий по охране прав и интересов несовершеннолетних детей в 2017г.
Работа специалистов отдела по опеке и попечительству в 2017 г. проводилась в соответствии с годовым планом работы по направлениям:
Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
В 2017 г. информация о фактах нарушения прав и интересов детей поступала из нескольких источников.
Источники поступления информации о фактах нарушения прав и интересов ребенка
Источники поступления информации |
Количество |
от граждан |
14 |
из медицинских учреждений |
1 |
из образовательных учреждений |
6 |
из органов внутренних дел |
1 |
из суда |
20 |
КДН и ЗП |
0 |
Итого 42 |
Количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей в
г. Белогорск за 2017 год – 42 чел.
Основными причинами, при которых дети остаются без попечения родителей, являются:
- лишение родителей (единственного родителя) родительских прав;
- злоупотребление родителями спиртными напитками;
- оставление детей без надзора;
- тяжелые материально-бытовые условия, включая потерю работы и жилья родителями;
- смерть родителей (единственного родителя);
- отбывание наказания родителями (родителем) в местах лишения свободы.
Определение формы устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также детей,
попавших в трудную жизненную ситуацию
Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, определяются в соответствии со ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации.
Традиционными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
- определение детей в семьи граждан под опеку (попечительство);
- усыновление ребенка;
- определение детей в приемную семью;
- определение в государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей области.
Кол-во детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, на 31.12.2017 года
Категория детей |
Количество детей |
Кол-во детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства на конец года |
321 |
Из них: Кол-во детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях |
278 |
На территории города в Белогорском центре содействия семейному устройству «Радуга» работает Муниципальная служба по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей, целью которой является подбор ресурсной семьи для ребенка, подготовка семьи и ребенка к совместной жизни в замещающей семье, оказание адресной психолого-педагогической и правовой помощи. В 2017 году в школе приемных родителей прошли подготовку 65 кандидатов в замещающие родители. По состоянию на 31.12.2017 года в городе работает 39 приемных семей, в которых воспитывается 109 детей.
Выплата ежемесячного пособия, пенсии по потере кормильца, алиментов
Размер пособия |
7194, 05 руб. |
Кол-во детей, получающих пособие |
233 чел. |
Кол-во детей, получающих пенсию |
117 чел. |
Кол-во детей, получающих алименты |
49 чел. |
Единовременная денежная выплата в соответствии с законом Амурской области от 09.07.2012 № 70-ОЗ «О единовременной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью» в 2017 году
Размер пособия |
155 236 руб. |
Кол-во детей, на которых выплачено пособие |
22 чел. |
Реализация жилищных прав лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
На учете состоит 190 человек из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилья. В Министерстве социальной защиты населения Амурской области находится 190 сформированных дел граждан, относящихся к данной категории граждан.
За 24 детьми сохранено право проживания в жилых помещениях,
21 ребенок являются собственниками жилья.
Подбор граждан, желающих принять ребенка в свою семью
В 2017 г. зарегистрированы: |
Количество, чел. |
Кандидаты в усыновители |
8 |
Кандидаты в опекуны |
0 |
Взяли ребенка |
3 |
Отказались взять ребенка |
0 |
Всем кандидатам были выданы заключения о возможности быть кандидатами в усыновители (опекуны, приемные родители), 3 семьи приняли детей на воспитание. По итогам года 6 семей из числа граждан, желающих взять ребенка в семью, состоят на учете.
Формирование банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
Для ускорения и расширения возможности устройства ребенка в семью проводится регулярное пополнение и обновление банка данных. Изменения вносятся по результатам переписки с государственными учреждениями для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениями начального профессионального образования.
Всего детей - воспитанников государственных учреждений г. Белогорск, состоящих в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по состоянию 01.01.2018 г. – 42 человека.
По-прежнему одним из путей решения проблемы по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью является работа со средствами массовой информации. Данные о детях, подлежащих устройству в семью, систематически печатаются в городских газетах: «Сегодня» и «Сигнал», размещаются на сайтах Администрации города и Комитета по образованию, в телевизионных информационных передачах «Будни», интервью специалистов опеки и попечительства. К этой работе привлекаются волонтеры и школьные СМИ.
Традиционными стали городские акции: «Не хочу быть сиротой» и «Каникулы в семье». С целью стимулирования института замещающей семьи организуются мероприятия: «Встречи приемных семей», «День опекуна», «День открытых дверей»; проводятся праздники для замещающих семей: «День семьи», «Дела семейные», «Мы вместе».
Работа с семьей, находящейся в кризисном положении
Отделом опеки и попечительства (далее ООП) за 2017 год подготовлены более 300 заключений по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Количество семей |
Количество детей |
|
Родители, ограниченные в родительских правах |
1 |
1 |
Кол-во детей, родители которых лишены родительских прав |
17 |
30 |
Кол-во отобранных детей при непосредственной угрозе жизни или здоровью |
0 |
0 |
Родители, восстановленные в родительских правах |
1 |
1 |
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» между субъектами системы профилактики идет обмен информацией, работает банк данных семей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении. За каждой семьей закреплены кураторы, отвечающие за социальное сопровождение семьи, составление индивидуальной программы работы, участие в заседаниях межведомственного консилиума, отслеживание результатов. Улучшилась информированность граждан о неблагополучных семьях, усилился межведомственный контроль за семьями с детьми «группы риска».
Главной задачей ООП в области профилактики социального сиротства остаётся раннее выявление несовершеннолетних и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Специалисты ООП, работая в этом направлении, взаимодействуют со школами, детскими садами, учреждениями здравоохранения, ОВД, КЦСОН.
Специалисты ООП при получении служебного сообщения о факте семейного неблагополучия несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, от субъектов межведомственного взаимодействия или граждан по месту фактического нахождения ребёнка (в соответствии с пунктом 1 статьи 122 главы 18 раздела IV Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223) регистрируют сообщение в журнале регистрации. При необходимости уведомляют органы внутренних дел, КДН и ЗП и медицинскую организацию. В течение 3 рабочих дней со дня регистрации служебного сообщения (за исключением случаев отобрания ребёнка) проводят обследование условий жизни ребёнка и по результатам обследования составляют акт жилищно- бытовых условий. В случае подтверждения семейного неблагополучия определяется «социальный диагноз» семьи и выносится решение о назначении «куратора случая» из числа специалистов системы профилактики. «Куратор случая» осуществляет ведение личного дела и создания электронного личного дела и постановку семьи на учет в автоматизированную информационную систему «Семья и дети» (АИС «Семья и дети). Основанием для создания электронного личного дела и постановки семьи на учет в АИС «Семья и дети» является решение ООП о начале работы с ребёнком и семьёй (об открытии «случая»), принятое в соответствии с пунктом 4.2.2. пункта 4.2 Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей, утвержденного постановлением Правительства от 24.01.2013 № 20 (изменения в постановление Правительства Амурской области от 11.08.2014 года № 481).
При выявлении семьи впервые создание электронного личного дела и постановки семьи на учет в АИС «Семья и дети», осуществляется «куратором случая», назначаемым в соответствии с подпунктом 4.3.1. пункта 4.3 Порядка в течение одного рабочего дня его назначения.
По состоянию на 01.01.2018 года на учете органов системы профилактики состоит 90 семей (на 01.01.2017 г. – 92) из них: находящихся в социально опасном положении- 2 ( на 01.01.2017 г. -7); находящихся в трудной жизненной ситуации- 47 ( на 01.01.2017 г. -42); семей «группы риска» - 41 ( на 01.01.2017 г. – 43). Информация о семье, о проделанной работе (патронаже, мероприятиях индивидуальной программы реабилитации семьи), а также заполнение карточки учета «Сведения о несовершеннолетнем» осуществляется специалистом в течение одного дня со дня получения информации.
30.08.2017 № 2118 постановлением Администрации города Белогорск утвержден новый Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, раннему выявлению случаев жестокого обращения с детьми и устранению причин нарушения их прав и законных интересов, на территории города Белогорск.
В каждом учреждении города, где находятся дети, созданы Уполномоченные службы для установления уровня риска неблагополучия ребенка в семье и направления служебного сообщения в орган опеки и попечительства для постановки выявленной семьи на учет.
Основанием для закрытия электронного личного дела в АИС «Семья и дети» является снятие с учета семьи и несовершеннолетнего в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, решением консилиума.
По состоянию на 01.01.2018 года принято 82 сообщения о нарушении прав детей, в том числе, от населения - 19 , образовательных учреждений- 3, МВД -10, БКЦСОН – 9, КДН и ЗП- 3, учреждения здравоохранения- 2, выявлено специалистами органа опеки и попечительства- 15 фактов. После проверки фактов неблагополучия, открыто 46 случаев, в 21 сообщении факт неблагополучия не подтвердился.
По состоянию на 01.01.2018 специалистами и кураторами проводятся реабилитационные мероприятия с 90 семьями, в которых воспитываются 201 ребенок. Каждый факт неблагополучия тщательно проверяется и при подтверждении нарушения прав детей или пренебрежения нуждами детей открывается «случай».
Таким образом, в настоящее время расставлены основные акценты межведомственного взаимодействия по выявлению, диагностике и социальной реабилитации безнадзорных детей и семей, в которых они проживают, сформирована необходимая нормативно правовая база, определены приоритеты на развитие и совершенствование форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Защита личных прав несовершеннолетних
В 2017г. в отдел опеки и попечительства обратились более 300 граждан, в том числе по вопросам:
- определения места жительства ребёнка при раздельном проживании родителей – 7;
- об общении с детьми бабушек, дедушек, других родственников-12;
- осуществления родительских прав родителем, проживающим
отдельно от ребёнка- 42;
- о защите жилищных прав несовершеннолетних-90;
- о защите имущественных прав несовершеннолетних-165;
- по установлению отцовства – 4;
- по изменению имени и фамилии ребенка –8 .
По всем вопросам проводилось обследование, по мере необходимости для решения спорных вопросов привлекались педагогические работники (социальные педагоги, психологи) образовательных учреждений, в которых обучаются несовершеннолетние.
Участие в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетних
Представители органов опеки и попечительства участвовали в судах при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетних:
Направленность судебных заседаний |
2017 год |
Всего участий |
488 |
Из них: |
|
По вопросу лишения родительских прав (ограничения) |
18 |
По вопросу определения места жительства ребёнка при раздельном проживании родителей |
6 |
По вопросу осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка |
42 |
По другим вопросам, касающимся защиты прав и интересов несовершеннолетних |
422 |